Свадебная мода, несмотря на все свое разнообразие, все же остается самой консервативной и постоянной, и зачастую даже самый невообразимый креатив «от кутюр» является всего лишь дополнением к хорошо знакомому элегантному наряду барышни или кавалера позапрошлого века. Согласитесь, где, кроме как не на собственной свадьбе, еще можно пощеголять в пышном платье с роскошным шлейфом или в сюртуке? Разве что на съемочной площадке или на сцене театра.Зачастую, надевая такой наряд, мы и не подозреваем, что прикасаемся к истории. Поэтому-то свадебная мода и сохраняет для нас те детали туалета, которые давно уже вышли из моды повседневной.
Казалось бы, такой на первый взгляд привычный свадебный набор невесты, как платье и фата, на самом деле состоит из множества элементов, история которых уходит корнями в глубокое прошлое. В разные эпохи и у разных народов эти детали дамского одеяния имели и социальное, и духовное, и мистическое, и практическое значение.
Корсет
У корсета многовековая история, но и в наши дни он не потерял своей актуальности, об этом свидетельствует тот факт, что современные невесты отдают предпочтение платьям с корсетом. Предназначение корсета понятно: он «драпирует» недостатки фигуры – делает бюст пышным, талию осиной, а осанку идеальной. Но догадываются ли современные модницы о том, какой ужасающей пыткой было ношение корсета для женщин на протяжении многих столетий?
Первые корсеты появились еще в античные времена, и в разные эпохи эта деталь туалета претерпевала всевозможные изменения. Так во времена Средневековья корсет пользовался большей популярностью у мужчин, чем у женщин, и был сделан таким образом, чтобы исправлять недостатки фигуры, а не маскировать их. Однако в более поздние века корсет нанес значительный вред женскому здоровью.
Испанские светские дамы, которые первыми ввели моду на корсет, утягивали себе талию до 20 см в полуобхвате, что в результате приводило к деформации внутренних органов. Именно поэтому испанский корсет сегодня называют орудием пыток. Именно такой вид корсета пришел в средневековую Европу. В эпоху Возрождения немало женщин умерло или пострадало из-за постоянного ношения массивного корсета с деталями из дерева или металла, на котором крепились тяжелые юбки.
Но, несмотря на ужасающий вред, корсет был популярен на протяжении столетий. Правда, со временем менялись материалы, из которых он изготавливался: деревянные и металлические детали заменял крепкий и прочный китовый ус, корсет становился легче, и, конечно, был менее вреден для здоровья. Однако еще очень долго у женщин не было возможности отказаться от него полностью – это был суровый общественный предрассудок.
Война корсетам была объявлена в ХIХ веке, несмотря на каркасное строение женской одежды: бывшие в моде пышные кринолины и турнюры (аксессуар в виде подушечки, которая подкладывалась под платье ниже талии для придания фигуре пышности и широкая юбка, специально предназначенная для ношения с такой подушечкой) все еще крепились к корсету. Конструкция женской одежды не позволяла исключить корсет гардероба вплоть до 30-40-ых годов XX века, когда в широкое употребление вошли бюстгальтеры и пояса. Это было вызвано новым стремлением к естественности, натуральности женского силуэта.
Современные ортопедические корсетные изделия соответствуют анатомии человека. А корсет в сочетании с пышными юбками способен преобразить любую из нас, подчеркнув достоинства фигуры. Платье с корсетом смотрится очень аристократично, в нем любая женщина почувствует себя настоящей царевной.
Декольте
Если уж мы заговорили об истории корсета, скажем несколько слов и об еще одной особенности женского платья, которая и до сего дня не вышла из моды, а именно о глубоком вырезе, открывающем доступ к прелестям, сводящим мужчин с ума. Речь, конечно, о декольте.
Самое откровенное декольте в истории одежды носили женщины Древнего Крита в XVII веке до нашей эры. Их лифы имели рукава и закрывали плечи, но грудь была полностью обнажена до талии. Вот уж где мода максимально приблизилась к естественности. Могли ли в те давние века даже предположить, что когда-нибудь женскую грудь зашнуруют в тугую конструкцию под названием «корсет», и обяжут каждую женщину его носить!
Кстати, в той же Испании декольте долгое время было под запретом. А вот в Европе в эпохи барокко и рококо барышни с осиными талиями с удовольствием демонстрировали кавалерам свои формы. Дамский туалет сочетал в себе чередование открытых и закрытых участков тела, что, безусловно, во все времена считалось очень эротичным. А еще практичным, потому что именно декольте дамы использовали как карман в те времена, когда карманов на их одежде просто не было.
Кстати, все женские платья эпохи рококо (XVIII в.) украшались бантами, букетами цветов, вышивками и кружевом. Не кажется ли вам, что это похоже на прообраз современного свадебного платья?
Шлейф
Шлейф – еще одна деталь женского платья, которая с давних времен пользовалась популярностью у европейских модниц. Еще в эпоху рыцарства (XII-XIII вв.) высокородные особы женского пола носили невероятно пышные
платья и длиннющие шлейфы. Визуально увеличивая свою фигуру, они подчеркивали свое положение на социальной лестнице и значимость в свете. Богатое убранство платья, украшения драгоценными камнями или вышивкой, количество дорогой материи, израсходованное на пошив одежды – все это являлись показателем принадлежности владелицы к определенному сословию. К слову, ткани, особенно восточные, стоили в те времена баснословных денег.
Раннее христианство запрещало слишком глубокие декольте и слишком длинные шлейфы платьев придворных дам. Духовенство заявляло, что если бы Бог счел нужным сделать женщину хвостатой, он непременно и создал бы ее таковой. Поэтому платья со шлейфами называли дьявольской выдумкой. До нас дошли некоторые письменные источники того времени, в которых один из молодых рыцарей с юмором обличает женское тщеславие. Женщины в подобных нарядах он сравнивает с лисицами, которым нечем гордиться, кроме как собственным хвостом. Однако даже тогда невеста непременно шла под венец в платье с длинным шлейфом.
Историки утверждают, что у шлейфа, помимо прочего, был еще и символический смысл: всё в руках Провидения и, быть может, жизнь так коротка, что не успеть сносить даже эту тонкую ткань…
А почему современные невесты выбирают платья со шлейфом? Конечно же, потому что это все так же красиво, а такая деталь, как шлейф, подчеркивает особую торжественность момента.
Фата и вуаль
Еще во времена Древнеримской империи, родные девушки, которая выходила замуж, пытались спрятать ее от злых духов, окутывая ее полупрозрачной белой тканью с головы до пят. После свадьбы вуаль с девушки снимали, это означало, что с этого момента она полностью переходит во власть мужа. В те далекие века вообще считалось, что вуаль сохраняет и защищает женщину от недоброго воздействия мистических сил, а также символизирует ее подчинение, как видно из описанного выше рассказа.
В более поздние времена эта деталь не утратила своего смысла. Недаром монахини, принимая постриг, также облачаются в покрывало в знак своей верности Богу.
Все мы помним из истории, что на Руси только непорочные девушки могли ходить с непокрытой головой и распущенными волосами. На свадьбе невеста надевала белую фату, знак скромности и целомудрия, а после свадьбы она обязаны была заплетать волосы в косу, покрывая голову платком.
Сама по себе фата – это вид свадебной вуали, ведь закрывать лицо было принято у женщин, принадлежащих к различным народностям и культурам. Так в XI-XII вв. еврейки, гречанки и римлянки украшали себя вуалями всевозможных цветов, расшитыми золотыми и серебряными нитями. А в XV веке в Европу пришла мода на остроконечные шляпы в готическом стиле с длинной вуалью до пят, которая походила на фату. Более короткие вуали носили итальянки, испанки, француженки. А в XIX в. вошли в моду «шляпки с вуалем», в которых выходили замуж и русские невесты.
moscow.hotxxx.mobi
Сегодня шляпки с вуалью носят модницы, отдающие предпочтение винтажному стилю. И еще, конечно же, некоторые невесты, которым больше нравится шляпка или диадема, украшенная тонкой полупрозрачной вуалью. Но, несмотря на многообразие свадебных головных уборов, фата, кажется, никогда не утратит своей актуальности.
Тили-тесто